DRIVE Motorcycle Club
 BIKER GIRLS    Вся информация на одной странице!
 


Ремзона Мото
Публикация материала согласована с Редакцией журнала. Оцифровка и размещение - Саня Покемон.


СТОРОЖА И ДНЕМ, И НОЧЬЮ
Автомобильный шок-сенсор в роли охранной сигнализации мотоцикла.

Журнал "Мото" №6 2002 год.
Андрей ДМИТРИЕВ, г. Москва

"...Воруют, и много воруют", - теперь эту фразу из классики можно отнести и к мотоциклам. Всех без исключения владельцев преследует опасение, что незащищенную двухколесную ценность могут умыкнуть Что делать? Защищаться!

НА ЗАМОК!
Где взять охранное устройство? Отечественный мотопром ничего не предлагает. Импортные стоят дорого: от 70-100 у. е. за самое простое, да и поставляют их в Россию в мизерных количествах.
Соберите сигнализацию сами! Для этого не требуется ни состояния Рокфеллера, ни гениальности Эйнштейна. Лишь кое-что потребуется приобрести и доработать.

элементы для самодельной сигнализации
Фото 1. Исходные элементы для самодельной сигнализации: 1 - аккумулятор от видеокамеры; 2 - шок-сенсор модели APS; 3 - вазовское реле типа 113.37 42.

ВРЕМЯ И ЕМКОСТЬ
Обзаведитесь датчиком вибрации из состава тревожной системы автомобиля - шок-сенсором. Это практически готовая сигнализация, включающая сигнал тревоги (она вступает в действие при попытке укатить мотоцикл), и блокиратор несанкционированного пуска мотора. Расскажем о распространенных и недорогих (5-6 у. е.) моделях APS и Panther (фото 1). Если не лень, посетите места разборки старых машин - там датчик можно выцепить за копейки. Его схему надо лишь слегка "переучить". Автомобильный шок-сенсор реагирует на удар (вибрацию) кратковременным тревожным сигналом, он длится всего одну секунду. Чтобы продлить ор, вскройте корпус коробочки и удалите цилиндрический конденсатор (1 мкфх50 В), отвечающий за длительность "тревоги". Он обозначен на печатной плате символом С6 (фото 2). На его место установите другую деталь с новым выбранным вами "временем". Учтите, что сигнал может несколько отличаться отданных в таблице. Величина отклонения зависит от качества и "возраста" конденсатора. Рабочее напряжение емкости можно выбрать от 16 В и выше - лишь бы деталь вписалась в схему по габаритам. Впаяйте ее соблюдая заданную полярность, - на "родном" конденсаторе отрицательный вывод обозначен яркой полосой. На его место и ставьте "минус" монтируемой детали. Не обязательно покупать свежий конденсатор (и др. детали) - можно использовать и тот, что отжил свой век в бытовой "электронике".

Конденсатор С6 и соответствующее емкости время звучания сигнала тревоги
Емкость конденсатора, мкф
4,7
10
22
47
Время работы звукового сигнала, с
10
16
35
60-70

ЗВУК
Тех, кто собирается использовать в качестве сирены штатный сигнал, предупреждаю: он потребляет большой ток (5-6 А) и быстро разряжает маленький мотоаккумулятор. Поэтому не советую выбирать конденсатор "максимального времени" (емкости). Потребуется и "развязка" между шок-сенсором и мощным сигналом - обмотку следует запитать через контакты вазовского реле (см. рис. 1).
Если "тревогу" хотите сделать продолжительной, разоритесь на электронную сирену от автосигнализации (4-15 у. е.). Ток она потребляет экономно (100-200 мА), орет исключительно громко, и ее габариты невелики.

ФУНКЦИЯ "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ"
У автомобильных "сторожей" существует дополнительная функция, полезная мотоциклу. От слабой вибрации (когда угонщик ощупывает экипаж) шок-сенсор заставляет гудок "попискивать", таким образом он оповещает похитителя о наличии сигнализации. Но в версии "авто" этот сигнал снабжен отдельной схемой, поэтому у шок-сенсора есть обособленный выход "писка" на разъеме. Объедините "оповещение" с основным сигналом тревоги: в схеме датчика найдите небольшой полосатый резистор R11 (фото 2) и его ножку, обращенную к выходному разъему. Перепаяйте ее на любой контакт сопротивления с надписью R15 (обе детали на плате расположены рядом). Теперь "сторож" будет действовать не только в полную силу, но и исполнять предупредительную "арию".


Рис. 1. Развязка шок-сенсора и сигнала с током потребления более 1 А: 1 - диод, устраняющий электрические помехи при срабатывании реле; 2 - катушка реле; 3 - звуковой сигнал постоянного тока; 4 - нормально разомкнутый контакт реле.

Расположение элементов на плате шок-сенсора модели APS
Фото 2. Расположение элементов на плате шок-сенсора модели APS: 1 -конденсатор С6; 2 - резисторы R11 и R15; 3 - выходные транзисторы Q1 и Q2. У шок-сенсора марки Panther расположение деталей несколько отличается, но все их условные обозначения совпадают со схемой APS.

БЕЗ ФАЛЬШИ
В автомобильном исполнении схема сенсора при подаче питания начинает сама себя проверять на исправность и выдает "ложную тревогу". Этот сигнал полезен, он проверяет дееспособность "мозга" - главного блока управления автосигнализации. В нашем варианте "мозгов" нет, а при каждом включении шок-сенсора в режим охраны выслушивать длительный рев сирены на все "время" конденсатора С6 - так и оглохнуть недолго. Как избавиться от ненужных "трелей"? Найдите на плате штырек выходного разъема, подходивший к резистору R11 (который перепаяли на R15), и соедините его напрямую с четвертой ножкой микросхемы (фото 3), а старый проводник, подходивший к ней, обрежьте ножом с узким лезвием. Теперь схема будет выдавать тревожный звук в пределах полусекунды, таким образом оповещая байкера о постановке сигнализации в режим охраны.

Шок-сенсор APS
Фото 3. Шок-сенсор APS, вид со стороны печатных проводников: 1 - навесной провод, соединяющий ножку четвертой микросхемы и выходной разъем; 2 - "закороченные" контакты резистора R7; а - место разреза печатного проводника 4-й ножки микросхемы.

ДОБАВЬТЕ СИЛЕНОК
Оригинальные выходные транзисторы шок-сенсора с их слабым током срабатывания хиловаты, с их силенками тревожный звук автосирены или штатного "гудка" не напугает и мышь. Увеличьте громогласность сигнализации: удалите из схемы транзисторы, именуемые С945 и обозначенные на плате значками Q1 и Q2 (фото 2). На освободившееся место впаяйте более мощные отечественные детали КТ805, КТ817 или КТ815 (0,3 у. е.). Монтируйте их в печатную плату в том же положении, в каком стояли импортные детали. Заодно закоротите между собой ножки резистора R7 - после замены транзисторов он просто не нужен. На этом адаптация шок-сенсора к мотоциклу завершена.

СПРЯЧЬТЕ "СТОРОЖА"
Теперь установите сигнализацию на мотоцикл (рис. 2). Шок-сенсор прикрепите к раме в самом скрытом месте, например, в глубинах "бардачка". Подключите к датчику его разъем (фото 2) и разведите проводники. Провод черного цвета соедините с "массой", красный подключите к плюсовой клемме аккумулятора. Белый проводник протяните к положительному выводу автосирены (красного цвета). Если ее нет, то к любой клемме обмотки реле штатного сигнала. На эту же точку заведите и провод малогабаритного тумблера, этот выключатель сигнализации (как и сенсор) спрячьте в потайном месте. Второй вывод выключателя подсоедините к плюсу аккумулятора. Минусовой вывод (черного цвета) сирены или свободную клемму обмотки реле соедините с синим проводом шок-сенсора.
В мотоциклы, обделенные аккумулятором (ЗиДы и "Мински"), придется его установить, как и установить "звук" постоянного тока (желательно автосирену) - "родной" сигнал работает только от пульсирующего напряжения. Соберите добавочную схему подзарядки аккумулятора (рис. 3).
Какой источник электричества выбрать? На малокубатурную технику -аккумулятор от скутера (25 у. е.) емкостью 4 А.ч. Подойдет и питающий элемент от видеокамеры (см. фото 1) емкостью 1,3 Ач ($7). Он хорош тем, что полностью герметичен и ни при каких обстоятельствах не протечет.

Принципиальная схема сигнализации
Рис. 2. Принципиальная схема сигнализации: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - шок-сенсор; 3 - микровключатель сигнализации; 4 - электронная автосирена.

Схема подзарядки аккумулятора от генератора переменного тока
Рис. 3. Схема подзарядки аккумулятора от генератора переменного тока: 1 - диод, рассчитанный на ток не менее 5 А; 2 - токоограничивающий резистор мощностью не менее 5 Вт. Значение сопротивления подбирается так, чтобы зарядный ток не превышал 10% от емкости аккумулятора в А.ч. Потребляемые "омы" рассчитываются по формуле: 1/А (ток
заряда). Если емкость батареи больше 10 А.ч., то резистор из схемы можно исключить;
3 - предохранитель на 5 А; 4 - аккумулятор.

"ШЕПОТОМ"
Приступите к обучению мотоцикла правильно подавать голос: поверните регулировочный винт сенсора в крайнее положение против часовой стрелки (минимум чувствительности). Легонько постучите по бензобаку - сирена должна коротко пискнуть. Если звуков нет, крутите винтик по часовой стрелке до тех пор, пока мотоцикл не начнет отзываться. Теперь ударьте по бензобаку сильнее, дабы услышать длительный вой... Отстроив положение винта чувствительности, зафиксируйте его, скажем, кусочком скотча.

НЕ ЗАВЕДЕШЬ!
Сигнализацию можно "научить" блокировать зажигание (рис. 4). Параллельно сирене или обмотке реле мощного звукового сигнала подключите опять же вазовское реле - его катушку.

Схема блокировки зажигания
Рис. 4. Схема блокировки зажигания: 1 - диод, устраняющий электрические помехи при срабатывании реле; 2 - обмотка реле; 3, 4 - контакты реле, используемые для блокировки систем зажигания.

Контакты релюшки введите в цепь питания системы зажигания. Причем на двигателях с батарейной схемой используйте размыкающиеся контакты реле (при срабатывании сигнализации они обесточат систему зажигания). Для моторов с коммутаторной "зажигалкой" (переменного тока) - разомкнутые контакты: при тревоге они замкнутся и закоротят "на массу" сигналы датчика, выключив искрообразование на свече. В обоих случаях, пока работает сигнализация, пуск мотора без санкции владельца невозможен.


Дизайн и поддержка - Саня Покемон



Rambler's Top100 Яндекс.Метрика


| Авто блог. Самое-самое в мире автомобилей. | Пожарная сигнализация для офиса